Версия для печати

Утвержденное ФАС решение по ж/д грузотарифам пересматриваться не будет

Дата новости: 22/11/2018

Утвержденное Федеральной антимонопольной службой РФ решение по индексации грузовых железнодорожных тарифов после 2018 года пересматриваться не будет, заявил журналистам вице-премьер РФ Дмитрий Козак.

Ранее "Коммерсантъ" сообщил со ссылкой на свои источники, что ряд грузоотправителей, пытаясь скорректировать крайне дорогостоящие для них решения, предложили альтернативные варианты повышения грузовых железнодорожных тарифов после 2018 г. По данным газеты, инициативы во вторник вечером обсуждались на встрече у вице-премьера РФ Дмитрия Козака. "На совещании поддержали решение ФАС", - заявил чиновник в четверг, комментируя эту информацию.

Оба сделанных предложения предполагают повышение "налоговой" набавки к тарифу с 2019 г. до 1,9%. Как пояснял источник "Коммерсанта", в ноябре 2017 г. Совет потребителей ОАО "Российские железные дороги" согласовал такой рост, но потом он был уменьшен. Это даст монополии в период до 2025 г. порядка 164 млрд руб.

Другая мера - изменение формулы расчета тарифа (чтобы не менять принцип "инфляция минус"). Сейчас индексация считается на основе индекса потребительских цен (ИПЦ) за четыре года - два предшествующих, текущего и последующего (как среднее, минус 0,1 процентного пункта). Но, как объяснял источник газеты, "ИПЦ на 2018 г. занижен, а если рассчитывать формулу по ИПЦ этого и следующего года, доходы РЖД вырастут, можно увеличить индексацию на 1% в 2019 г. и еще на 0,5% в 2020 г.". "Суммарно это дает более 200 млрд руб.", - говорил он.

Одно из предложений предполагало ограничение повышения 1 процентным пунктом в 2019 г. (дает 127 млрд руб.), а недостающие средства - взять за счет роста тарифа для контейнеров с 2019 г. на 6,5%, что даст около 39 млрд руб. Другой вариант - увеличение тарифа еще на 0,52% в 2020 г. Это даст 95 млрд руб. и не потребует роста контейнерных тарифов.

В среду другой вице-премьер - Максим Акимов - уже говорил журналистам, что вероятность пересмотра утвержденного Федеральной антимонопольной службой РФ решения по индексации грузовых железнодорожных тарифов после 2018 года крайне низкая. "Я бы оценил (ее - ИФ) близкой к нулю. Потому что решение правительством принято, оно зафиксировано в протоколе заседания. Данные нам председателем правительства вместе с коллегами 10 дней, чтобы рассмотреть иные варианты, показали, что иных более мягких и удовлетворяющих бизнес вариантов мы, к сожалению, не нашли. Поэтому будет реализовано то решение, которое у нас в, на минуточку, вышедшем приказе ФАС и зафиксировано. И оно будет реализовано в 2019 г.", - отмечал он.

В пятницу правление антимонопольной службы в соответствии с решениями правительства утвердило введение в тарифном прейскуранте с 2019 г. 8%-ной экспортной надбавки для всех грузов, кроме нефтяных и алюминия. Сейчас ОАО "Российские железные дороги" имеет право устанавливать наценку в пределах 8% в рамках "тарифного коридора". Компания использует его в отношении всех видов грузов, идущих на экспорт, за исключением каменного угля. С 2019 г. компания лишится такой возможности: после переноса надбавок в прейскурант у нее останется только право давать скидки. При этом с учетом такого решения на 8% вырастает стоимость перевозок угля на экспорт.

Кроме того, принятым решением в прейскуранте установлен повышающий коэффициент (6%-ная надбавка с 2019 г.) на порожний пробег полувагонов. "С 2008 г. (он - ИФ) тарифицируется по заниженным тарифным схемам, а с 2013 г. на отдельные модели распространены еще более льготные тарифные условия. Удешевление порожнего пробега привело к его увеличению - по большинству экспортных маршрутов до 97%", - отмечал в этой связи регулятор, добавляя, что принятое решение будет стимулировать к сокращению порожнего пробега вагонов, подымет оборачиваемость подвижного состава.

Свои потери от экспортной надбавки основные промышленные холдинги оценивали в 253 млрд руб., более половины из этого теряют угольщики. За них вступался глава Минэнерго Александр Новак, который предлагал премьеру отказаться от повышения, а затем вместо точечных надбавок повысить тариф РЖД для всех на 2%. Однако, говорили источники "Коммерсанта" в отрасли, плоское повышение трудно осуществить при наличии у монополии долгосрочного тарифа "инфляция минус 0,1%".

РБК в пятницу также сообщал со ссылкой на свои источники, что президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин 8 ноября направил председателю правительства Дмитрию Медведеву предложения экспортеров повысить тарифы сверх "инфляции минус" вместо введения экспортной надбавки. Инициативы содержатся в протоколе прошедшего в РСПП совещания, посвященного долгосрочной программе развития РЖД до 2025 г., который прилагается к письму А.Шохина, уточнял РБК. В числе участников встречи были представители "Металлоинвеста", "Базового элемента", СУЭК, группы "Синара" и РЖД.

ФАС в ответ заявляла, что против "плоского" повышения грузовых ж/д тарифов на все грузы, склоняясь к варианту точечной индексации именно по тем грузам, для которых ранее были заложены преференции. "Вместо тотального повышения тарифов целесообразно поэтапно отменять индивидуальные льготы, установленные в период профицита пропускных мощностей. Сроки отмены льготных тарифных схем планируется увязывать с реализацией мероприятий по расширению ж/д инфраструктуры", - говорил "Интерфаксу" замглавы ФАС Александр Редько.

"ФАС недоумевает по поводу многочисленных предложений потребителей по повышению тарифов РЖД", - отмечал он, добавляя, что принятых решений достаточно для финансирования утвержденных финансового плана и инвестиционной программы монополии. "Увеличение тарифной нагрузки на внутренний рынок нежелательно из-за инфляционного давления", - также заявлял он.

Служба финансово-экономической информации

Источник: ИА "Интерфакс"
Вернуться к списку новостей