Версия для печати

Объем нового бизнеса на рынке ж/д лизинга в 2020г продолжит проседать вслед за погрузкой

Дата новости: 25/03/2020

Динамика погрузки на железной дороге в 2019 г. (-0,9%) стала одной из ключевых причин сокращения железнодорожного сегмента на российском лизинговом рынке, отмечает в своем исследовании рейтинговое агентство "Эксперт РА".

Объем нового бизнеса (вся сумма платежей по договорам лизинга за этот период, с НДС), по оценкам аналитиков уменьшился с 339 млрд до 252 млрд руб. Снижение отправки грузов этим видом транспорта в прошлом году в большей степени было обусловлено падением цен на уголь и, как следствие, ростом профицита некоторых видов вагонов, напоминают эксперты.
Сокращение объемов крупных корпоративных сделок в железнодорожном сегменте замедлило рост нового бизнеса на рынке в целом: в 2019 г. он составил 15% (1,5 трлн руб.). Темпы прироста снижаются второй год подряд, - отмечает "Эксперт РА".
При этом аналитики агентства ожидают, что в 2020 г. условия ведения бизнеса на этом рынке серьезно ухудшатся. "Если 2019 г. характеризовался снижением кредитных ставок и увеличением объемов фондирования для лизинговых компаний на фоне укрепления рубля, то в текущем году ситуация во многом будет диаметрально противоположной", - говорится в исследовании.
В первую очередь эксперты указывают на риски макроэкономики, возникшие из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, а также нарушение баланса спроса и предложения на нефтяном рынке. В "Эксперт РА" видят два сценария развития лизинговой отрасли в 2020 г. - "умеренно негативный" и "кризисный" и в своем базовом прогнозе опираются на первый. Она предполагает среднегодовую стоимость нефти марки Brent в $40-45 за баррель, падение курса рубля, рост ВВП на 0-0,5%.
"(Это - ИФ) приведет к ускорению инфляционных процессов и превышению таргета, установленного Банком России в 4%. В результате ключевая ставка может быть повышена на 1-1,5 процентных пункта (сейчас - 6% - ИФ), а рост российской экономики замедлится до околонулевых значений. Как следствие, рынок лизинга продемонстрирует сокращение после четырехлетнего роста", - отмечают аналитики, уточняя, что, по такой прогноз им кажется наиболее вероятным (для справки: кризисный вариант базируется на стоимости Brent ниже $35 за баррель, падение ВВП на 1,5%, годовую инфляцию выше 7% и ключевую ставку Банка России к концу года выше 9%).
Исходя из умеренно негативного сценария, по мнению "Эксперт-РА", в 2020 г. железнодорожный сегмент продолжит сокращаться на фоне дальнейшего роста профицита подвижного состава из-за падения погрузки на сети ОАО "Российские железные дороги". По итогам января она сократилась в среднесуточном выражении на 4,9%, в феврале - на 4%. На март, говорил источник "Интерфакса", знакомый с деятельностью РЖД, план работы компании предполагает уменьшение этого показателя на 5,8%. По итогам 2020 г. монополия ожидает падения погрузки не менее, чем на 1%, хотя ранее прогнозировали рост на 2,9%.
Основной причиной снижения погрузки во многом является уменьшение падение спроса на ключевые грузы - каменный уголь, а также нефть и нефтепродукты, напоминают аналитики. По их мнению, в 2020 г. падение отправки этой продукции только усилится из-за "усугубляющихся рисков для мировой экономики от COVID-19" и разрыва сделки "ОПЕК+" с обострением ценовой войны на нефтяном рынке.
"Кроме того, падение арендных ставок на фоне роста эксплуатационных затрат также повлечет снижение спроса на лизинг полувагонов со стороны клиентов. Влияние этих факторов приведет к сжатию железнодорожного сегмента на 40% (до 150 млрд руб. против 10% лизинговом рынке в целом; при "кризисном" сценарии - на 50%, до 130 млрд руб. - ИФ). При этом профицит вагонов и неопределенность относительно объема перевозок будут способствовать повышению спроса со стороны ж/д операторов на оперативный лизинг", - говорится в исследовании.
При этом "Эксперт РА" не исключает и кризисного сценария. "По нашему мнению, ближайшие два месяца будут определяющими для выбора вектора. По оценкам агентства, Банк России продолжит предпринимать меры для поддержания курса рубля вплоть до конца апреля, после чего ослабит или прекратит валютные интервенции. В конце апреля рынок сможет оценить снижение спроса на нефть в зависимости от замедления мировой экономической активности на фоне борьбы с вирусом, а также влияние от увеличения с 1 апреля нефтедобычи", - отмечает рейтинговое агентство.
"При отсутствии договоренностей о возобновлении сделки "ОПЕК+" нефтяные цены ждет очередной период снижения. В результате поддержание курса рубля в текущем ценовом диапазоне станет экономически невыгодным для Банка России, так как будет ускоренно истощать резервы", - говорится в обзоре.
"Отказ от валютных интервенций на фоне слабых цен на нефть приведет к значительному обесценению национальной валюты и активирует условия для кризисного сценария, реализацию которого мы ожидаем при среднегодовой цене на нефть марки Brent ниже $35 за баррель. В случае подобного развития событий сокращение нового (лизингового - ИФ) бизнеса по итогам 2020 г. может составить более 20%, а его абсолютный размер не превысит 1,2 трлн руб.", - заключают эксперты. По оценке агентства, в его исследовании не приняли участие компании, на которых приходится около 3% рынка лизинга в РФ.
При этом, правда, председатель совета директоров "Сбербанк Лизинга" Кирилл Царев, проинтервьюированный в феврале рейтинговым агентством, отметил, что лизинговой портфель в железнодорожном сегменте стабилен. "Рынок ж/д в этому году будет находиться под определенным давлением, в том числе на рынок окажет влияние возможная коррекция стоимости новых вагонов", - также заявил он.
Источник: Интерфакс
Вернуться к списку новостей