Версия для печати

Включение цен на пшеницу в малых портах РФ в ценовой индекс для расчета экспортной пошлины логично

Дата новости: 13/08/2021

Эксперты зернового рынка считают логичным предложение о включении цен на пшеницу, экспортируемую через малые порты Азово-Черноморского бассейна, в расчет ценового индекса для определения плавающей экспортной пошлины.

О том, что такое предложение обсуждается, сообщил журналистам в четверг министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев в рамках "Всероссийского дня поля".
"Например, сейчас рассматриваем возможность включения в расчет ценового индекса пшеницу, экспортируемую через мелководные порты Азово-Черноморского бассейна", - сказал он. Министр также сообщил, что режим еженедельного расчета пошлины сохранится.
"Необходимости переходить на ежемесячный перерасчет пошлины нет, поскольку он, по нашему мнению, повысит риски в момент смены значений", - заявил "Интерфаксу" председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин.
По его словам, экспортеры работают непрерывно, а не только "внутри месяца". "Изменение значений пошлины раз в месяц приведет к большим рискам потерь для них. Кроме того, внутренние бизнес-процессы уже настроены и работают в режиме еженедельной смены пошлины", - сказал он.
"Что касается включения в расчет референтного индекса цен на пшеницу, экспортируемую на условиях FOB через мелководные порты Азово-Черноморского бассейна, то это целесообразно по причине унификации с методиками расчета референтных индексов для ячменя и кукурузы, - заявил Зернин. - Кроме того, через мелководные порты отгружают пшеницу на экспорт многие представители малого и среднего бизнеса, показатели сделок которых имеет смысл включить в расчет индекса".
В общем объеме сделок малые порты занимают примерно 25% объемов, сказал он.
"В том, что будут учитываться цены на пшеницу, отправляемую через малые порты, определенная логика есть", - считает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.
По его словам, через "малую воду" в некоторые годы уходит до половины всего зернового экспорта. "Особенно если учитывать рейдовую перевалку", - отметил он.
"Экспорт через глубоководные порты, Новороссийск прежде всего, - это операция с более высокими ценами. На "малой воде" цены традиционно пониже. Такое предложение в большей степени соответствует ситуации на рынке", - сказал Корбут.
"Поскольку на Азовском море цены FOB ниже, чем на Черном, для аграриев и экспортеров включение этой пшеницы в расчет ценового индекса означает некоторое ослабление ограничительного режима. Это хорошо", - заявил генеральный директор ИКАР Дмитрий Рылько.
Но, с другой стороны, отметил он, есть вероятность, что разницы большой в ценах не будет. "Дело в том, что через Черное море экспортируется 90% пшеницы с содержанием протеина 12,5%, а через Азовское море - очень широкий спектр: от фуража до пшеницы с протеином до 15,3%, - пояснил Рылько. - Среднее качество пшеницы, отправляемой через Азовское море, повыше - между 12,5% и 13,5%. Она идет в основном на Турцию. В результате совсем необязательно, что пошлина снизится".
Кроме того, в этих условиях пошлина станет менее предсказуемой. "Сейчас экспортеры научились прогнозировать размер пошлины. С включением азовской части пошлина становится менее прогнозируемой, потому что включается много "посторонних азовских шумов", большое разнообразие пшеницы", - сказал он.
По словам Рылько, с учетом рейдовой перевалки через порты Азово-Черноморского бассейна экспортируется практически столько же пшеницы, сколько через порты Черного моря.
РФ со 2 июня ввела механизм зернового демпфера. Он предусматривает плавающую пошлину на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя, которая рассчитывается на основе ценовых индикаторов с ценой отсечения по пшенице в $200 за тонну, по кукурузе и ячменю - в $185 за тонну. Ее размер составляет 70% от превышения этого показателя. Средства, полученные от этого, будут направляться на субсидирование сельхозпроизводителей.

Источник: ИНТЕРФАКС
Вернуться к списку новостей