Версия для печати

Рекордный объем при средних ценах: как сложился сезон-2015/16 для экспортеров зерна

Дата новости: 14/06/2016

Автор — замдиректора департамента стратегического маркетинга по аграрным рынкам и тарифной политике «Русагротранса». Статья написана специально для «Агроинвестора».

Старт будет невысоким

Анализ текущих цен спроса/предложения на пшеницу урожая 2016 года на условиях FOB дает ориентир на уровне $180/т. Весной прошлого года форвардные контракты на пшеницу нового урожая заключались по $197/т. Таким образом, предварительные ожидания рынка на $17/т ниже, чем год назад. Прогноз цен FOB на июль 2016-го на основе уравнения от котировок фьючерса на MATIF и соотношения курсов EUR/USD показывает высокую вероятность падения цены FOB в июле, может быть, несколько ниже текущего ориентира. В то же время при сохранении курса рубля к доллару на уровне 64−65 руб. и оправдания ожиданий по увеличению урожая пшеницы, внутренние цены могут понизиться на 1−1,5 тыс. руб./т и более. Ослабление рубля до уровня 70 руб./$1 и выше подразумевает небольшое снижение цен по отношению к сложившимся на середину мая.

Вадим Саркисов, генеральный директор ТД «Риф»

Учет объемов экспорта зерна мы ведем не по сезонам, а по годам. Так, в 2015-м отгрузили более 4,3 млн т, это почти вдвое больше, чем в 2014-м, когда вывезли 2,16 млн т. С начала текущего года и по 11 мая поставили за рубеж уже свыше 1,5 млн т. Большая часть экспорта (65%) — пшеница, свыше 20% приходится на ячмень, остальное — кукуруза и горох.

Увеличению объемов вывоза, во-первых, способствовало то, что Азовский терминал, с которым мы постоянно сотрудничаем (принадлежит «Промэкспедиции», бенефициаром которой, как и ТД «Риф», является ростовский бизнесмен Петр Ходыкин), расширил мощности с 30 тыс. т до 105 тыс. т. Увеличение мощностей — это рост возможностей отгрузки.

Во-вторых, и это главное, мы стали сотрудничать с глубоководными портами Новороссийска (НКХП и НЗТ) и портом Кавказ. Именно это позволило нам сделать большой рывок по отгрузкам. Все-таки даже при отлаженной работе терминала в Азове там мы могли формировать партии только в 3−5 тыс. т, так как он мелководный, тогда как глубоководные позволяют грузить суда по 40−50 тыс. т. Начать работу с глубоководными портами было непросто: конкуренция с другими экспортерами была и остается высокой. Но нам удалось выстроить очень хорошие партнерские отношения, мы закупаем товар прямо на терминалах и ведем отгрузку. Без этого мы вряд ли вывезли бы такой объем. Сейчас до 70% продукции отправляется именно через глубокую воду.

В этом году мы продолжим развивать сотрудничество с глубоководными портами, резервы по наращиванию объемов экспорта в принципе есть. Но большее значение имеет ценовая политика: тяжело работать при нынешней волатильности курсов валют. Кроме того, на внутреннем рынке сейчас крайне высокие уровни цен, поэтому мы часто работаем с минимальной прибылью. Хотя, конечно, благодаря увеличению объемов экспорта оборот компании вырос с 16 млрд руб. в 2014 году до 50,5 млрд руб. в прошлом.

География поставок остается широкой. Хорошо то, что правительство не ограничивает нас в торговле с теми или иными странами-партнерами, никаких препятствий в работе с государствами, с которыми разладились политические отношения, не ставится. Как отгружали зерно в Египет и Турцию, так и отгружаем. Также среди наших покупателей ЮАР, Бангладеш, Саудовская Аравия и другие.
Действующая пошлина на вывоз пшеницы, конечно, создает дополнительные трудности при оформлении товара, но она не является заградительной. Мы уже приспособились.

НЗТ нарастит объемы перевалки к сезону-2018/19…

По данным пресс-службы «Новороссийского морского торгового порта» (НМТП), с начала текущего сельхозгода по 13 мая через «Новороссийский зерновой терминал» (НЗТ, входит в НМТП) на экспорт отправлено более 3,36 млн т зерна. Объем перевалки за весь сезон может составить 3,5 млн т, что на 400 тыс. т меньше, чем в 2014/15-м. Снижение произошло главным образом из-за нестабильной экономической и политической ситуации в Египте. Это основная страна-покупатель российской пшеницы, отгружаемой через глубоководные порты в сентябре-октябре 2015 года. В этом маркетинговом году через НЗТ туда поставлено 47% от общего объема экспорта.

В сезоне-2016/17 увеличение мощностей по перевалке и хранению зерна не предусмотрено. Но есть утвержденный проект модернизации терминала и пристани № 3 НМТП, предполагающий рост производительности к 2018/19 сельхозгоду. Для его реализации в 2016-м предусмотрено получение исходно-разрешительной и проектной документации, подготовка земельных участков к старту строительно-монтажных работ, запланированных на 2017−2018 годы. Их проведение существенно не отразится на показателях работы терминала НЗТ, уверяют в компании.

Общий объем инвестиций в НЗТ за 2015 год составил 135 млн руб. Наиболее значительные из них — 79 млн руб. — направлены на усовершенствование системы приемки и накопления зерна с железнодорожного транспорта. Еще 7,7 млн руб. вложено в модернизацию систем перемещения зерна как внутри терминала, так и для отгрузки на водный транспорт.

В 2017—2018 годах инвестиции в расширение мощности оцениваются в 5 млрд руб. На эти деньги планируется увеличить емкости по единовременному накоплению груза на 160 тыс. т до 280 тыс. т, создать устройства высокоскоростной приемки продукции с автотранспорта, повысить мощности по приемке груза железнодорожным транспортом. Также будут установлены дополнительные судопогрузочные машины, обеспечивающие работу со скоростью до 3,2 тыс. т/час, а обработка судовых партий вырастет до 80 тыс. т.

По словам представителя НМТП, в текущем сезоне на НЗТ отмечалось увеличение числа компаний-экспортеров, около 70% груза формировали 15 игроков с долей более 2,5% от общего объема вывоза. Активизировали работу новые поставщики, а трейдеры перешли к краткосрочному планированию отправок груза на экспорт. Кроме того, усилилась конкуренция между специализированными зерновыми терминалами не только в глубоководных портах, но и на рейдовых перевалочных мощностях.

…а НКХП уже в следующем сельхозгоду

Объем перевалки зерна через НКХП за первые восемь месяцев сезона-2015/16 составил 3,01 млн т. Прогноз компании по итогам сельхозгода — 3,12 млн т. В прошлом сезоне объем переваленного зерна составил 3,53 млн т.

По словам представителя НКХП, в сезоне-2016/17 за счет окончания работ по техническому перевооружению элеватора № 1 (июль-август 2016 года) мощности по перевалке зерна увеличатся на 500 тыс. т (с учетом регулярной подачи судов под погрузку).

В июне этого года терминал приступит к выполнению строительно-монтажных работ по возведению зернохранилища на 100 тыс. т. С июня 2016-го по июль 2017-го на НКХП будет внедряться автоматизированная система управления технологическим процессом. В феврале следующего года начнется техническое перевооружение элеватора № 2. В мае — строительство и реконструкция линии подачи зерна на морской транспорт.

Всего, по данным НКХП, в развитие терминала в текущем сезоне было вложено 2,4 млрд руб. Инвестиции в 2016/17 сельхозгоду ориентировочно составят 3,6 млрд руб.

В этом маркетинговом году Россия может вывезти 35 млн т зерна и стать мировым лидером по поставкам пшеницы, несмотря на то, что экспортные цены оказались ниже, чем в 2014/15-м. О предварительных итогах завершающегося сезона и перспективах следующего рассказывает автор этой статьи.

Валовой сбор зерна в 2016 году, согласно майскому прогнозу «Русагротранса», может достигнуть 105,6 млн т, что на 0,8 млн т выше результата 2015-го и на 0,3 млн т — 2014-го. Это возможно благодаря гибели озимых всего на уровне 7%, что ниже, чем ожидалось ранее, и более хорошему, чем год назад, состоянию посевов на Юге и в Поволжье. Кроме того, скажется прирост площади под яровыми. Урожай пшеницы может достичь 62 млн т против 61,8 млн т в 2015-м, ячменя — около 17,6 млн т (17,5 млн т), кукурузы — 13,7 млн т (13,2 млн т), что станет новым рекордом.

Использование зерна сохранится в объеме 71,3 млн т: потребление для фуражных целей стабильно на фоне улучшения конверсии корма, но потребление для продовольственных — продолжает снижаться.

Конечные запасы в сезоне-2015/16 окажутся на 0,2 млн т ниже показателя прошлого сельхозгода и составят около 11,7 млн т. В государственном интервенционном фонде (ГИФ) на конец сезона будет около 3,2 млн т зерна, что на 1,32 млн т больше, чем в 2014/15-м. Рыночные запасы, наоборот, уменьшатся до 8,5 млн т против 10 млн т годом ранее, когда они сформировались под влиянием пошлины на экспорт пшеницы в €35/т, действовавшей с февраля до середины мая 2015-го. В следующем сезоне конечные запасы могут достичь 12 млн т. При этом объем ГИФ увеличится до 4 млн т, а остатки на свободном рынке сократятся примерно до 8 млн т. Экспорт зерна, включая муку и зернобобовые, в 2016/17 маркетинговом году прогнозируется на уровне 35 млн т, как и в текущем.

Лидерство по пшенице

В июле-апреле 2015/16 Россия экспортировала 31,2 млн т зерна. Это на 3,6 млн т выше уровня аналогичного периода прошлого рекордного сезона (27,6 млн т). Поставки пшеницы превысили прошлогодний показатель, составив 22,7 млн т против 19,9 млн т, ячменя — 4,2 млн т (4,9 млн т), кукурузы — 4 млн т, что на 1 млн т больше результата всего 2014/15 сельхозгода. Объем вывоза в мае-июне оценивается примерно в 2,7 млн т. В том числе может быть экспортировано около 1,6 млн т пшеницы, 0,2 млн т ячменя и 0,85 млн т кукурузы.

В целом экспорт зерна за сезон-2015/16 согласно уточненному прогнозу может достичь 35 млн т, тогда как в прошлом с учетом поставок в Казахстан было 32 млн т. Вывоз пшеницы составит 24,3 млн т (в прошлом сельхозгоду — 21,6 млн т), ячменя — 4,3 млн т (5,3 млн т), кукурузы — 4,88 млн т (3 млн т). Кроме того, за рубеж будет отправлено около 860 тыс. т гороха и нута и около 200 тыс. т муки в пересчете на зерно.

Таким образом, с учетом муки Россия экспортирует 24,5 млн т пшеницы и по ее поставкам впервые в истории займет второе место в мире после 28 государств ЕС, которые вместе вывезут 32 млн т. По этому показателю наша страна опередит США (21,3 млн т). Если же рассматривать объемы отдельно по странам, то Россия в текущем сезоне станет лидером по поставкам пшеницы, по ячменю выйдет на третье место после ЕС и Австралии (как и в прошлом сельхозгоду), а по кукурузе станет пятой.

Несмотря на то, что внутренние цены пшеницы благодаря девальвации рубля в текущем сезоне росли с июля по январь и были выше уровней прошлого маркетингового года, экспортные цены FOB складывались ниже, начав падать уже с ноября 2015-го. Если в июле 2014/15 сельхозгода продажи мукомольной пшеницы с протеином 12,5% стартовали в среднем с $245/т FOB, то в текущем — со $198/т. Эта отметка оказалась средним максимумом всего сезона-2015/16: к ней цены возвращались в октябре и ноябре после некоторого снижения в августе-сентябре.

Пик 2014/15 сельхозгода пришелся на январь, когда пшеница на FOB дорожала до $261/т, тогда как в этом сезоне в январе она стоила всего $182/т. В феврале-марте текущего года был провал до $179/т, но в мае цены выровнялись до $192/т, в аналогичные периоды 2014/15-го они составляли $210−238/т и $196/т. Для сравнения, в сезоне-2013/14 пшеница стоила еще дороже: на старте и финише продажи шли в среднем по $251/т, на пике в декабре цены фиксировались на уровне $292/т.

Интересно, что на протяжении всего сезона под влиянием крайне высокого урожая кукуруза на FOB была примерно на $15/т дешевле пшеницы. Однако к маю котировки выросли на фоне резко возросшего спроса и прогнозов сокращения мировых запасов в 2016 году, и ценовой разрыв уменьшился до $9/т. По ячменю наблюдалась обратная ситуация: если изначально он стоил лишь на $4/т меньше пшеницы, то в мае — уже на $8/т.

Крупнейшие импортеры и экспортеры

В страновой структуре экспорта в сезоне-2015/16 произошли изменения. В частности, Египет вышел на первое место, опередив Турцию. За июль-апрель за счет вытеснения с египетского рынка французской пшеницы первая страна закупила более 6 млн т российского зерна, что в 1,8 раз выше показателя прошлого сезона, вторая — 3,99 млн т против 5,5 млн т годом ранее (закупки сократились на фоне хорошего урожая в самой Турции). Доля Египта в общем объеме вывоза из России выросла с 12% до 19,2%, а Турции — сократилась с 20% до 12,8%.

На третье место в завершающемся сезоне вышла Саудовская Аравия, импортирующая в основном ячмень. При этом страна несколько уменьшила объемы закупок в России — с 2,4 млн т в сезоне-2014/15 до 2,3 млн т в этом, сократив свою долю с 8,9% до 7,2%. Иран опустился на четвертую строчку, уменьшив ввоз с 2,6 млн т до 2 млн т, а долю — с 9,5% до 6,4%. С 11-го места на пятое взлетела ЮАР. Республика купила 1,16 млн т российской пшеницы, заняв долю в 3,7%. Это почти в два раза выше показателя июля-апреля сезона-2014/15 (0,59 млн т). Азербайджан, напротив, потерял одну позицию, опустившись с пятого на шестое место. Страна ввезла 1,12 млн т с долей 3,6% (в прошлом сезоне — 1,59 млн т и 5,8%).

Существенное снижение поставок в Иран и в Азербайджан, импортирующие из России в первую очередь пшеницу, произошло на фоне прироста урожая в этих странах.

Также в структуре экспорта стоит отметить Нигерию, которая по объемам закупок находится на седьмой строчке. Россия продолжила вытеснять на ее рынке конкурентов, прежде всего США, поставив в страну 1 млн т пшеницы против 609 тыс. т годом ранее. Бангладеш (восьмое место) увеличила импорт российского зерна (в основном пшеницы) в 5,5 раза — со 195 тыс. т за июль-апрель 2014/15 до 1,08 млн т в текущем сельхозгоду. Республика Корея (десятая позиция) нарастила поставки в 2,3 раза — с 370 тыс. т до 877 тыс. т, вывоз в Нидерланды (17-е место) оказался в 10 раз больше — 433 тыс. т против 42 тыс. т. Столь существенный рост экспорта в эти страны связан с активизацией закупок кукурузы, урожай которой в России был на очередном рекордном уровне. Кроме того, существенно увеличились поставки пшеницы в Ливию (11-е место) и в Ливан (12-е) — в 1,5 и в два раза.

Среди крупнейших компаний-экспортеров зерна в текущем сезоне тоже есть перестановки. ТД «Риф» потеснил с позиции лидера «Международную зерновую компанию» (МЗК) и вывез рекордный объем зерна за всю историю. За июль-апрель ростовский торговый дом поставил за рубеж 4,1 млн т, превысив результат аналогичного периода прошлого сезона (1,93 млн т) более чем в два раза и увеличив свою долю в общем объеме экспорта с 7% до 13,1%. МЗК тоже нарастила поставки с 2,28 млн т (8,3%) до 2,8 млн т (9%), но опустилась на второе место.

На третьей строчке остался «Каргилл», отправивший за рубеж 1,94 млн т — объем на уровне прошлого сезона, и при этом несколько сокративший свою долю с 7% до 6,2%. Из пятерки крупнейших экспортеров выбыл «Аутспан»: компания уменьшила вывоз с 1,55 млн т до 1,13 млн т, а долю — с 5,7% до 3,6%. Из заметно прибавивших игроков стоит отметить «Зернотрейд», показавший рост вывоза в 3,3 раза с 0,35 млн т до 1,14 млн т, «Южный центр» — в 1,5 раза с 0,75 млн т до 1,1 млн т, «МироГрупп» — более чем в два раза с 0,49 млн т до более чем 1 млн т, GRAVIT — почти в 1,6 раза с 267 тыс. т до 418 тыс. т. Бразильская компания BTG, впервые вошедшая на наш рынок в текущем сезоне, экспортировала 290 тыс. т зерна.

Профицит портовых мощностей

Рекордный объем экспорта в июле-апреле 2015/16, который превысил показатель аналогичного периода прошлого сезона на 3,6 млн т, в большей степени обеспечили морские порты и терминалы. При этом объем железнодорожных поставок за рубеж ожидается на уровне 2014/15 — 11,1 млн т, что пока ниже рекорда 2011/12-го.

С июля 2015-го по март 2016 года с Юга по железной дороге в порты было отгружено 5,08 млн т зерна — это самый значительный объем после сезона-2011/12 (6,09 млн т). Выше среднего были поставки с Юго-Восточной (1,5 млн т) и Московской (955 тыс. т) железных дорог, однако по отношению к прошлому сезону они существенного снизились.

Несмотря на относительно высокие цены и удаленность от основных портов, в июле-марте 2015/16 из Сибири и дальневосточных регионов по железной дороге поступил самый высокий за все годы объем зерна — 543 тыс. т. В том числе 236 тыс. т было доставлено в порты Азовско-Черноморского бассейна, 133 тыс. т отгрузили на Монголию и Китай, 101 тыс. т — на порты Балтики, 30 тыс. т — Владивосток. Это связано с ростом валового сбора, неплохим качеством пшеницы и увеличением спроса со стороны восточных соседей. Объемы поставок из уральских регионов сохранились на уровне прошлого сезона.

Транзит из Казахстана также останется на уровне 2015/16-го, а импорт несколько прибавит на фоне спроса со стороны перерабатывающих предприятий соседних с ним уральских регионов, девальвации казахского тенге и более высокого урожая и качества пшеницы в Казахстане.

В целом по итогам текущего сельхозгода по железной дороге перевезут около 19,7 млн т зерна против 19,3 млн т в прошлом сезоне. Есть небольшие перспективы роста на 0,5% за счет перераспределения части объемов, предназначавшихся для экспорта, на внутренние направления, а также активного спроса со стороны отечественных потребителей продовольственного и фуражного зерна.

Через малые порты Азовско-Черноморского бассейна за рубеж ушло 12,3 млн т, что на 1,96 млн т больше, чем годом ранее. Показатель порта Тамань прибавил 936 тыс. т, достигнув 3,09 млн т, Новороссийска — 726 тыс. т до 9,29 млн т, через Туапсе вывезли 1,97 млн т (плюс 0,57 млн т). Доля этих портов в общем экспорте также выросла. Наибольший объем зерна был поставлен через АЧБ — 39,5% (37,8% в прошлом сезоне) и Новороссийск — 29,8% (31,3%). Объемы портов Балтики незначительно увеличились, составив 1,6 млн т, доля осталась на прежнем уровне — 5,2%. В Азербайджан и на порты Каспия (Иран) было отгружено существенно меньше зерна на фоне роста урожая в этих странах.

Всего в июле-апреле текущего сезона объем экспорта из глубоководных портов составит около 15,1 млн т (48% от всего объема экспорта), в том числе 11,2 млн т пшеницы, 2,3 млн т кукурузы и 1,55 млн т ячменя. До конца сельхозгода ожидается значительное падение поставок пшеницы из глубоководных портов на фоне исчерпания ее запасов при сохранении значительных объемов кукурузы.

Общие номинальные мощности российских портов по перевалке зерна в этом сезоне оцениваются в 38,2 млн т (с учетом портов Крыма — 40,5 млн т), в прошлом сельхозгоду показатель был на уровне 31,53 млн т. При этом далеко не все порты используют имеющиеся мощности. В последние годы полностью загруженными были лишь Тамань, терминалы Каспийского моря и Туапсе. Также почти на 100% использованы возможности малых портов Азовского моря.

Избыток мощностей Новороссийска в целом составляет почти 1,7 млн т, Калининграда — около 1,3 млн т. Практически не задействован Владивосток — профицит превышает 0,9 млн т при общей, правда номинальной, мощности исключительно прямой перевалки в 1 млн т, Крыма — 2 млн т при мощности 2,3 млн т. По мере увеличения производства зерновых и масличных агрокультур на Дальнем Востоке поток продукции через дальневосточные порты станет возрастать, однако, скорее всего, в ближайшие годы будет измеряться лишь сотнями тысяч тонн. Кроме этого, часть объема, в том числе из регионов Дальнего Востока и Сибири, будут оттягивать сухопутные пограничные переходы с Монголией и Китаем, в том числе строящиеся Забайкальск и Нижнеленинское.

Тем не менее в ближайшие сезоны порты продолжат наращивать мощности перевалки. В частности, компания ОТЭКО («Таманьнефтегаз») в текущем году начнет строительство зернового терминала в Тамани, который рассчитывает запустить к 2018 году. Он будет принимать насыпные грузы, в том числе зерно, как с железнодорожного, так и автотранспорта и сможет переваливать 14,5 млн т сельхозпродукции в год: экспортировать 12,5 млн т зерна и импортировать 2 млн т сахара-сырца, соевых бобов и шрота. На этот терминал может быть переориентирована практически вся рейдовая перевалка (доставка зерна из малых портов и перегрузка его в портах Кавказ и Керчь) — около 7 млн т. Партнером в реализации проекта стала компания Louis Dreyfus.

Также планируется строительство зернового терминала мощностью до 6,5 млн т по программе развития сухогрузного района морского порта Тамань. Планируемый инвестор — «Объединенная зерновая компания». «Новороссийский зерновой терминал» (НЗТ) намерен расширить мощности по хранению и приемке; «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» (НКХП) увеличит возможности перевалки на 2 млн т до 6 млн т. Объемы «Зернового терминального комплекса» в Тамани могут вырасти с 3,6 млн т до 6 млн т за счет строительства железнодорожной ветки.

Также уже в текущем году планируется ввод в эксплуатацию нового терминала Louis Dreyfus в Азове мощностью 0,5 млн т с увеличением до 0,8−1,2 млн т в перспективе. Компания приобрела недостроенный объект, после завершения работ мощности будут использоваться для перевалки зерновых, перевозимых судами смешанного типа «река-море». На территории терминала находятся два причала и шесть элеваторов.

Скорее всего, в перспективе будет построен терминал в Усть-Луге Ленинградской области из-за большей привлекательности ставок в сравнении с портами Латвии (Лиепая, Рига).

С учетом реализуемых проектов к 2020 году мощности российских портов могут возрасти на 25 млн т — до 65 млн т, то есть в ближайшие годы их профицит увеличится, что может повлечь за собой существенное снижение ставок на перевалку. В то же время следует отметить, что российский экспорт в ближайшие пять лет, согласно прогнозу Минсельхоза, возрастет с 35 млн т до 39−40 млн т с перспективой дальнейшего увеличения.

http://www.agroinvestor.ru/markets/article/23443-rekordnyy-obem-pri-srednikh-tsenakh-kak-slozhilsya-sezon-2015-16-dlya-eksporterov-zerna/
Вернуться к списку новостей