Версия для печати

Железнодорожники зарезервируют треть рынка

Дата новости: 11/12/2017

Ликвидация дефицита вагонов обойдется в четверть триллиона рублей

Как выяснил “Ъ”, ОАО РЖД предлагает на случай дефицита подвижного состава обеспечить резерв за счет увеличения доли своей Федеральной грузовой компании (ФГК) на рынке полувагонов с текущих 18% до 30%. Это потребует от ФГК, у которой недавно «УВЗ-Логистик» забрал 27,2 тыс. вагонов, обзавестись еще 60 тыс. полувагонов, что при текущих ценах и с учетом лизинга обойдется в 240 млрд руб. В качестве альтернативы глава ОАО РЖД Олег Белозеров предлагает перестать списывать старые вагоны. Но, по мнению экспертов, это делать уже поздно: почти все списано.

Гендиректор ОАО РЖД Олег Белозеров 5 декабря ответил президенту «Опоры России» Александру Калинину, который в ноябре просил монополию решить проблемы с вывозом продукции малого и среднего бизнеса. В письме (есть у “Ъ”, его подлинность подтвердили в ОАО РЖД) господин Белозеров указывает, что входящая в холдинг ФГК выделила 550 полувагонов, «что соответствует потребностям грузовладельцев». Он добавил, что ФГК в ноябре предоставила подвижной состав для вывоза 40% щебня из Карелии, что на 15% больше, чем в том же месяце 2016 года, и обеспечила перевозку угля для ЖКХ.

«В целях обеспечения грузоотправителей подвижным составом и сглаживания пиковых нагрузок ОАО РЖД считает целесообразным формирование резервного парка за счет восстановления доли полувагонов ФГК до уровня не менее 30%»,— сообщает в письме топ-менеджер. На 1 ноября эта доля — 18% (92 тыс. штук), то есть для 30% компании нужно докупить свыше 60 тыс. полувагонов. При этом в октябре ОАО РЖД без штрафов за разрыв договора аренды позволило изъять у ФГК 27,2 тыс. полувагонов «УВЗ-Логистик» (см. “Ъ” от 18 октября).

Идея резерва для решения проблемы точечного дефицита вагонов начала обсуждаться осенью по инициативе главы ФАС Игоря Артемьева, который предложил отказаться от свободного рынка предоставления вагонов и закупать резерв напрямую на ОАО РЖД (см. “Ъ” от 26 октября). Параллельно появились идеи закупить резерв на ФГК или Союз операторов железнодорожного транспорта, а также решить проблему дефицита путем введения приоритетных грузоотправителей или «неотключаемых» грузополучателей, чьи заявки на предоставление вагонов будут удовлетворяться в приоритетном порядке. В одной из версий проекта поручений по итогам совещания у Дмитрия Медведева 5 декабря (“Ъ” знаком с несколькими вариантами документа) предложено рассмотреть создание резерва на базе ФГК, при этом заморозив ставки компании и сделав ее ответственной за приоритетных грузоотправителей. Но собеседники “Ъ”, знакомые с ситуацией, уверяют, что этот пункт в итоговый вариант не войдет.

Как сообщил в письме Олег Белозеров, одним из вариантов может стать «решение правительства о приостановлении списания полувагонов и разрешении их использования для отдельных перевозок». Но, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, для списания в 2017–2018 годах осталось не более 15 тыс. полувагонов, и, пока будет приниматься решение, их спишут либо продадут за рубеж. Приобретение ФГК 60 тыс. полувагонов противоречит позиции ОАО РЖД, которое поддержало вывод из аренды парка «УВЗ-Логистик». Эксперт замечает, что поставка инновационных полувагонов в 2018 году будет ограничена в связи с высокой ценой (2,9 млн руб. у Уралвагонзавода, 3,05 млн руб. у Тихвинского вагоностроительного завода) и сокращением количества производителей (УВЗ сворачивает предоставление лицензий на свою тележку). Обычные полувагоны подорожали еще сильнее и стоят от 2,5 млн руб. на 2018 год при экономически обоснованной цене 1,9 млн руб. Даже при лизинге 60 тыс. обычных полувагонов стоимость контракта на десять лет превысит 240 млрд руб., говорит господин Бурмистров.

Олег Белозеров пишет, что поддержка этой инициативы транспортным рынком позволит ускорить решение вопросов дефицита. «“Опора России” готова поддержать предложение ОАО РЖД по увеличению доли парка ФГК, если будут сформированы правила, обеспечивающие его доступность для малого и среднего бизнеса»,— говорит вице-президент по транспорту «Опоры России» Глеб Киндер. Просто формировать дополнительный парк без таких правил неприемлемо, добавляет он, в таком случае парк будет все так же уходить крупным холдингам.

Наталья Скорлыгина

Источник: Коммерсант
Вернуться к списку новостей