Версия для печати

Порты Ригу и Муугу поменяют на Усть-Лугу - удобренщики ищут мощности по перевалке в РФ

Дата новости: 31/01/2019

Производители удобрений все активнее ищут портовые мощности в России. С одной стороны, перед ними стоит задача переориентировать экспортные потоки из Прибалтики. С другой - перевод в порты РФ других грузов, в особенности угля, создал проблему "бутылочного горлышка" на железной дороге, что затрудняет работу имеющихся терминалов и их расширение.

ЗАДАЧА-22
Переориентировать транзит из Прибалтики в российские порты компании должны к 2022 году, говорят собеседники "Интерфакса" в отрасли. По удобрениям речь идет только о сыпучих грузах. Альтернативы для перевалки аммиака и жидких удобрений сейчас нет: такие мощности в России отсутствуют, а их создание осложняется существующими нормативными ограничениями на перевалку опасных грузов.
Решение затронуло в первую очередь "Уралхим" и "Акрон" (MOEX: AKRN), у которых есть собственные мощности по перевалке сухих удобрений в Латвии и Эстонии. Другой крупный производитель - "ФосАгро" (MOEX: PHOR) - в 2015 году перевел объемы из прибалтийских портов в Усть-Лугу, начав отгрузку через свой контейнерный терминал "Смарт Балк" и "Европейский серный терминал".
"Акрону" принадлежит терминал в эстонском порту Мууга на 2,5 млн тонн сухих грузов в год. Компания рассматривала два варианта: либо переориентация части объемов на уже действующие терминалы к третьим игрокам, либо строительство собственных портовых мощностей, говорил в конце 2016 года "Интерфаксу" председатель совета директоров "Акрона" Александр Попов. Вопрос в тарифах РЖД и стивидоров: компания рассчитывает получить условия, сопоставимые с транзитом и перевалкой через Эстонию, отмечал он.
Пока "Акрон" увеличивает перевалку в российских портах с использованием сторонних мощностей. В прошлом году РЖД дали 32%-ную скидку на экспортные перевозки удобрений в Мурманск, доступную заводам "Акрона", и летом компания приступила к отгрузке через "Мурманский балкерный терминал" "ЕвроХима". В этом году "Акрон" начнет перевалку через "Европейский серный терминал" в Усть-Луге в объеме до 700 тыс. тонн в год.
ПОРТЫ ЛЕНОБЛАСТИ ЖДУТ УДОБРЕНИЙ
"Уралхим" осенью подписал меморандум о строительстве портовой инфраструктуры в Усть-Луге с логистическим оператором "Ультрамар". Компания рассчитывает к 2022 году полностью перевести сухие грузы из Прибалтики в Усть-Лугу, комментировал соглашение "Интерфаксу" генеральный директор "Уралхима" Сергей Момцемлидзе. Сейчас "Уралхим" поставляет около 2 млн тонн сыпучих удобрений через свой терминал в Риге, открытый в 2013 году.
Кроме того, "Уралхим" и "Уралкалий" (MOEX: URKA) изучают строительство собственных портовых мощностей в Ленинградской области, сообщила на прошлой неделе пресс-служба губернатора региона. Власти региона предложили компаниям пять площадок: две - в устье реки Луги, три - в портах Приморск, Высоцк и Выборг. "Мы надеемся, что через три-четыре месяца инвесторы сделают свой выбор", - отмечал губернатор Александр Дрозденко.
"Уралхиму" нужно переориентировать объемы из Прибалтики, в то время как "Уралкалию" дополнительные портовые мощности требуются с учетом планов по росту производства. Предполагается, что к 2023 году один из крупнейших в мире производителей хлоркалия увеличит отгрузку на 2 млн тонн, к 2024 году - еще на 1 млн тонн в год. После 2025 года запланирован рост производства до 17 млн тонн (в 2017 году - 12,1 млн тонн).
Обе компании, подконтрольные Дмитрию Мазепину, планируют к 2025 году увеличить перевалку удобрений через российские порты почти на 6 млн тонн. Такие цифры были подготовлены производителями к совещанию с Минтрансом и властями Ленобласти.
"Уралкалий" основной объем экспортных грузов переваливает через собственный "Балтийский балкерный терминал" (ББТ) в Большом порту Санкт-Петербурга. В 2018 году объем перевалки через ББТ составил около 8 млн тонн, с 2022 года ожидается увеличение до максимальных 8,5 млн тонн, следует из материалов к совещанию.
Однако дальнейшее расширение ББТ проблематично, так как обслуживающая терминал железнодорожная станция Автово уже перегружена, полагает собеседник "Интерфакса" в портовой отрасли. Кроме того, есть ограничение по строительству дополнительных складских мощностей - пока законодательно не снят запрет на размещение складов минудобрений на расстоянии ближе 500 метров от моря, напоминает он.
ОДИН НА ВСЕХ
Решить проблему дефицита мощностей по перевалке удобрений в России может проект "Ультрамара", который предполагает строительство комплекса в Усть-Луге мощностью до 12 млн тонн в год. Запуск терминала, куда могут быть перенаправлены объемы из Прибалтики, запланирован на 2022 год.
"Основными предпосылками начала реализации масштабного инвестиционного проекта послужили два фактора: дефицит портовых мощностей и дальнейшее развитие ж/д инфраструктуры порта Усть-Луга", - комментировал проект глава "Ультрамара" Андрей Бонч-Бруевич. По его оценкам, дефицит портовых мощностей по перевалке удобрений в портах Северо-Запада России составляет около 10 млн тонн в год, при этом с 2020 года ожидается рост экспортного потенциала российских производителей.
Помимо "Уралхима", перевалку через терминал "Ультрамара" в Усть-Луге обсуждают "Акрон" и другие крупные производители удобрений, говорят источники "Интерфакса" в отрасли.
Терминал будет размещен в северной части порта Усть-Луга, куда строится отдельная ж/д ветка. Соответственно, поставки пойдут в обход забитых угольными и нефтяными грузами станций, отмечает собеседник агентства, знакомый с проектом.
Логистический оператор "Ультрамар" - крупнейший в России перевозчик минеральных удобрений в контейнерах, работает в портах Санкт-Петербург и Усть-Луга. Владеет "Ультрамаром", по данным система "СПАРК-Интерфакс", его генеральный директор Андрей Бонч-Бруевич. У компании есть совместный с "ФосАгро" балкерный терминал в Усть-Луге - "Смарт Балк Терминал" мощностью 1,5 млн тонн удобрений в год ("Ультрамару" принадлежит 30% в проекте, "ФосАгро" - 70%).
Служба финансово-экономической информации

Источник: ИА "Интерфакс"
Вернуться к списку новостей